01.08.2022
Автобусное движение в Ижевске: 90 лет в процессе непрерывного совершенствования
90 лет прошло со дня выхода на улицы Ижевска первого автобуса. Сегодня представить город без автобусных маршрутов практически невозможно. Именно они соединяют постоянно растущие новые микрорайоны и центр города. Основным перевозчиком в столице Удмуртии остается АО «ИПОПАТ», которое стояло у самых истоков зарождения автобусного движения города. Как удается предприятию сохранять лидирующие позиции и отвечать запросам времени, рассказал исполнительный директор ИПОПАТ Руслан Гиниятов.
— Руслан Ринасович, прошло 90 лет с момента открытия первого автобусного маршрута в Ижевске. За это время многое изменилось, город растет — есть спрос на расширение и удлинение маршрутов, увеличение парка подвижного состава. Удается ли ИПОПАТ отвечать на эти запросы?
— ИПОПАТ — лидер в Удмуртии по пассажирским перевозкам в городском сообщении. Компания была создана в 1973 году на базе двух предприятий, которые стояли у истоков развития автобусного движения в Ижевске. Поэтому можно по праву считать, что ИПОПАТ — предприятие с 90-летней историей.
Безусловно, многое поменялось за это время, но неизменно одно — мы остаемся стабильной и надежной компанией. Подтверждает этот факт наличие в штате компании большого числа сотрудников, которые работают в ИПОПАТ продолжительное время, кроме того, есть даже целые рабочие династии. Города развиваются и это напрямую сказывается на нашей компании — растет спрос на общественный транспорт, на открытие новых маршрутов, что влечет за собой расширение штата компании.
Как уже упомянул, в городах растут потребности населения в автобусных маршрутах, мы стараемся удовлетворять их, повышая привлекательность общественного транспорта — по возможности обновляем подвижной состав, содержим парк в технически-исправном состоянии и на регулярной основе совместно с администрациями городов Ижевска, Можги и Глазова вносим корректировки в маршрутную сеть. Например, в Ижевске 19-й маршрут продлили от РКБ до СХВ, 21 маршрут от остановки «Вараксино» осуществляет доезды до садоогродных массивов. Готовятся корректировки в маршруты № 79 и № 26 на участке в микрорайоне по улице Берша. Думаю, что в ближайшее время они будут внесены.
— В 2021 году ИПОПАТ вошел в состав ООО «Ресурс Групп»: какие изменения последовали за этим для пассажиров и для сотрудников предприятия?
— В первую очередь, вхождение ИПОПАТ в транспортный холдинг федерального уровня стало новым этапом развития компании и позволит в перспективе укрепить позиции на рынке общественного транспорта. «Ресурс Групп» практикует современный поход к организации пассажирских перевозок, уделяя отдельное внимание разработке ИТ-продуктов, позволяющих выстроить процессы более эффективно и качественно. У ИПОПАТ теперь есть возможность применять в работе современные ИТ-технологии, а также перенимать и обмениваться опытом с компаниями, входящими в холдинг. На мой взгляд, это дает положительный эффект и позитивно сказывается на внутреннем климате.
Кроме того, при поддержке ООО «Ресурс Групп» в 2021 году АО «ИПОПАТ» обновило автобусный парк на 100 единиц. Автобусы соответствуют всем современным «зеленым» стандартам и стандартам безопасности, оснащены внутренним и внешним видеонаблюдением, имеют табло для информирования пассажиров. В них также оборудован откидной трап для комфортного проезда граждан с ограниченными возможностями. Это значительно повысило качество обслуживания пассажиров, улучшились условия труда основного линейного персонала.
— В прошлом году Ижевск получил 100 новых автобусов, 20 из которых оборудованы валидаторами для бесконтактной оплаты проезда. Есть ли в планах распространить практику оплаты проезда через валидаторы на другие маршруты? Не приведет ли это к сокращению кондукторов?
— В случае успеха пилотного проекта на 20 автобусах, курсирующих по маршрутам № 8 и № 79, мы хотели бы установить валидаторы и на другие маршруты, работающие без кондукторов. В первую очередь, на маршруты № 26 и № 36. Это позволит сделать перевозки на этих маршрутах более удобными, что поспособствует возвращению пассажиров, которые на данный момент выбирают альтернативные виды транспорта. По нашим оценкам, к осени текущего года мы сможем принять решение о дальнейшем внедрении бесконтактной оплаты проезда на других маршрутах.
Учитывая, что кондукторы всегда востребованы на нашем предприятии, мы не планируем сокращение штата при внедрении валидаторов на этих маршрутах.
— Как вы видите будущее автобусного движения в Ижевске в условиях разрастания города, роста уровня автомобилизации населения? Каким направлениям в ближайшее время будет уделяться особое внимание?
— Учитывая высокую автомобилизацию населения и увеличение количества транспортных средств на дорогах, особое внимание будет уделяться развитию маршрутной сети с выделенными полосами.
Мы прикладываем максимальные усилия для улучшения ситуации на дорогах и соблюдению расписания движения, поэтому в начале текущего года выступили с предложением организовать в тестовом режиме выделенные полосы по двум улицам Ижевска. Предложение было услышано и одобрено администрацией и ведомствами города. Так, с 1 апреля мы начали тестирование выделенных полос.
Эффект не заставил себя долго ждать — мы получили положительные отклики как от наших водителей, так и от пассажиров. Основным преимуществом стало соблюдение интервалов движения автобусов, что и было основной целью тестирования. Надеемся, что в перспективе в Ижевске будет рассмотрен вопрос о введении выделенных полос на постоянной основе и об увеличении их числа в городе.
— Один из сотрудников предприятия как-то сказал, что в ИПОПАТ своя атмосфера, здесь нужно не просто работать, ИПОПАТом нужно жить. Вы согласны с этим утверждением? О какой атмосфере говорил сотрудник?
— Конечно, я полностью согласен с этим утверждением, т.к. сам являюсь сторонником процесса непрерывного совершенствования. Каждый день в компании происходит что-то новое, появляются новые идеи по доработке процессов и их эффективному выстраиванию. Когда ты живешь компанией, то есть желание и инициатива что-то поменять к лучшему. Отрадно замечать, что это подход многих сотрудников.
В ИПОПАТ действительно есть своя особенная атмосфера. Как я уже сказал, мы стремимся идти в ногу со временем, развиваться, внедрять новые решения и технологии, но при этом сохраняя внутренние традиции, которые складывались годами. Например, мы продолжаем проводить спартакиады, стараемся организовывать мероприятия на свежем воздухе для коллектива. Кроме того, на нашем предприятии до сих пор функционирует Профком, который организует досуг сотрудников, а также помогает им в решении различных рабочих моментов.
Наряду с сохранением наших традиций, мы приобщаемся к новой корпоративной культуре «Ресурс Групп», которая открывает возможности для сотрудников в части карьерного роста, обучения и использования новых методов и подходов к организации различных процессов. Возможно, на данном этапе пока рано говорить о значительном эффекте, т.к. ряд процессов еще выстраивается. Но могу с уверенностью сказать, что результат не заставит себя долго ждать, и в ближайшее время сотрудники компании увидят улучшения и почувствуют себя частью большой команды профессионалов.